Что такое
креативное мышление?
Согласно определению из «Большой психологической
энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления,
характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в
самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются
мотивации, целей, оценок, смыслов.
Проще говоря, креативное мышление —
это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.
Креативное мышление помогает быстрее реагировать на
задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать
классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за
рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных
ситуаций.
Как проверить уровень креативного
мышления
Способов много, но поскольку творческое мышление часто
делят на два типа — дивергентное и конвергентное, — рассмотрим тесты для
проверки именно их.
·
Дивергентное
мышление — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи.
·
Конвергентное
мышление — способность выбрать самый оптимальный способ решения из
имеющихся.
Тест вербальной креативности Медника
Что проверяет: конвергентное мышление.
Суть: берутся три слова, к которым нужно подобрать четвёртое,
сочетающееся с каждым из них.
Например: «громкий», «правда», «шёпот». В качестве
ответа подойдёт «говорить» — «громко говорить», «говорить правду», «говорить
шёпотом».
Для развития креативного мышления нужно стараться
использовать яркие и оригинальные словосочетания, а также придумать как можно
больше ответов на каждую тройку слов.
Тест Гилфорда на использование
предмета
Что проверяет: дивергентное мышление.
Суть: выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его
использования.
Например, стакан. Возможные способы использования:
подслушать соседей, в качестве подсвечника, как музыкальный инструмент,
подставка для карандашей или зубных щёток, вместо скалки и так далее.
Психолог Джой Пол Гилфорд, который разработал тест,
выделяет четыре критерия для оценивания результатов:
·
Гибкость. Количество
уникальных категорий использования — то есть целей применения.
·
Новизна.
Оригинальность идеи. Можно определять субъективным методом — как кажется
остальным участникам, если тест проводится в компании. А можно более
объективным — посчитать, сколько раз это предложили остальные.
·
Полезность.
Действительно ли идею можно использовать? Какова вероятность, что вы так
сделаете?
·
Беглость. Общее
количество вариантов, которые не повторяются. У каждого предложенного ответа
должна быть цель, которая не похожа на остальные и никак с ними не
перекликается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий