Игры на развитие оригинальности мышления

 
Цель игр: развитие оригинальности мышления через приведение редких, необычных вариантов решения поставленной задачи.

«Словоассоциации»

Дидактическая задача: упражнять детей в полете фантазии, способствовать развитию воображения.

Ход игры: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."

"... люди научатся летать, как птицы."

"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

"... оживут все сказочные герои."

"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

«Превращения»

Дидактическая задача: учить детальному представлению вещей.

Ход игры: для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.

Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

«Как это можно использовать»

Дидактическая задача: учить находить как можно больше вариантов применения обычных вещей.

Ход игры: детям дается задание: «Найди большее число вариантов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет.

Например: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

«Покажи понятие»

Дидактическая задача: учить детей взаимодействовать друг с другом в ходе обсуждения и реализации командных идей.

Ход игры: Театральная творческая игра по командам. Здесь, как и во всех командных играх, наглядно проявляется, кто справляется с лидерством и творчеством, а кто просто является исполнителем, а иногда балластом для группы. Команде задается понятие и задание показать его в реальном времени с движением, звуком, взаимодействием. Используя себя, свои тела, движения, голос, любой реквизит и главное – творческие возможности. Это должна быть не просто иллюстрация – а совместная реализация каких-то командных идей и мыслей.

Время на подготовку 15 мин. На демонстрацию около 1 мин.

Список понятий: улей, часы, фонтан, бородинская битва, самовар, свадьба, футбол, вселенная, динозавр.

«Принцесса и крестьянин»

Дидактическая задача: учить находить нестандартный выход из сложившейся ситуации.

Необходимое оборудование: по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Ход игры: расскажите историю о принцессе и крестьянине.

Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.

Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Цель игр: развитие точности мышления через структурирование мысли, логичность ее построения, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

«Сочинитель»

Дидактическая задача: учить изменять форму слова в соответствии с задачей и смыслом придуманного текста.

Ход игры: даны три слова, например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

«Творческое озарение»

Дидактическая задача: учить придумывать связный рассказ из данных слов.

Ход игры: на протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

«Теремок»

Дидактическая задача: учить находить не явно выраженные сходства предметов.

Ход игры: детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

 

 

 

Цель заданий: развитие оригинальности мышления через приведение редких, необычных вариантов решения поставленной задачи.

Задание 1. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся.

«Охотник до сказок»

Жили-были себе старик со старухой, и был старик большой охотник до всяких сказок и россказней.

Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать.

- Пожалуйста, служба, ночуй, - говорит старик, – только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь.

Солдат согласился.

Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха села на лавку и стала при лучине прясть.

Долго рассказывал солдат старику про свое житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает старика:

- А что, хозяин, знаешь ли, кто с тобой на полатях лежит?

- Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат.

- Ан нет, не солдат, а волк.

Поглядел мужик на солдата, и точно – волк. Испугался солдат, а волк ему и говорит:

- Да ты, хозяин не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь.

- Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем…

К.Д.Ушинский

«Царь и рубашка»

Один царь был болен и сказал:

- Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.

Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:

- Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет.

Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются.

Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит:

- Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?

Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.

Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку, но…

Л.Н.Толстой

Задание 2. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет.

Задание 3. Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые – детьми?

Задание 4. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?

Задание 5. «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут.



Цель заданий: развитие точности мышления через структурирование мысли, логичность ее построения, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Задание 1. Расскажи и нарисуй, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если бы волк был добрым.

Задание 2. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни.

Задание 3. «Определение» Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Задание 4.«Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, садятся под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Задание 5. «Напишите письмо». Обучающимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

 

 

1 комментарий: