Развиваем
дивергентное мышление у дошкольников
На то, как мыслит и высказывается
дошкольник, влияют особенности протекания его мыслительных процессов. Взрослые
видят свою задачу в том, чтобы развивать логический и последовательный подход в
суждениях детей, упуская развитие дивергентного мы
шления у дошкольников.
Разберемся, что это за вид мышления, и как его формировать в дошкольном
возрасте.
Особенности
дивергентного мышления
В психологии процесс «думания» разделили
на конвергентное и дивергентное мышление. Под специфическими терминами,
малоизвестными обычным людям, зашифровали две принципиально отличающиеся формы
мыслительной деятельности.
Конвергентное
мышление
– это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на
основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не
нужно. Важно найти правильное решение.
Оригинальное
мышление в действии
Дивергентное
мышление
характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными
рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов
и шаблонов.
Его ценность заключается в обнаружении
нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных
результатов.
Дивергентное мышление – форма
мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов,
стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных
вопросов.
Стремясь развивать своих деток, родители
поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо
виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если
такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного
мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.
Безусловно, мыслительные способности,
ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что
школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное
мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь
умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи. Поэтому так важно начать
формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте.
Характеристика
дивергентного типа мышления
Понятие дивергентного мышления больше
известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо
развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства
творческого подхода к поиску и развитию идей.
Гибкость
как способность рассматривать задачу под различными углами зрения,
применять разнообразные подходы и стратегии.
Беглость – свойство быстрого придумывания
реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.
Оригинальность – способность
находить нестандартные решения.
Способность к детализации – умение
расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет,
рисунок.
Признаки
проявления дивергентного мышления у детей
Важным плюсом развития дивергентного
мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной
мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою
исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в
обычном.
Дивергентное
мышление
Дошкольник, у которого формируется
дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может
увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает
множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.
Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые
игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать
сюжет, видоизменять роли и правила.
Рисунки творческих дошкольников отличаются
богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и
поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.
Задания на
развитие дивергентного мышления у дошкольников
Сенситивным периодом для развития данного
типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют
довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить
бегло, гибко и оригинально.
Существует много дидактических игр и
упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как
для индивидуального, так и группового применения.
Задания на
развитие беглости
У твоего друга плохое настроение. Придумай,
как его улучшить. ( У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать
варианты поднятия).
Какие вещи могли бы стать более удобными,
если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж
поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).
Назовите как можно больше слов, которые
начинаются на «при- » (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте
слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.
Упражнения на
гибкость мышления
«Новый образ». Назовите два объекта –
например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого
(яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет
иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и
придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет
иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
Договоритесь с ребенком, что каждое слово
можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех
рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
Предложите дошкольнику по-своему завершить
известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.)
Игры на развитие
оригинальности
Придумать пять названий для вкусного
пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают
последние варианты.
Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу».
Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а
дошкольник перечислит, что он видит.
Инструкция: Нарисуй значок, который бы как
можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек
посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.
Задания на
детализацию
Нарисуйте несколько одинаковых кружков
(полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
Инструкция: Представь, что твой велосипед
(Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть
он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что
было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.
Приемы
развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании
графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и
сочинении историй.
Комментариев нет:
Отправить комментарий